Сайт о радиосвязи - Мифы и реальность
Вторник, 06.12.2016
Гражданская радиосвязь
Меню сайта
Меню разделов
Статистика


РАЗДЕЛ 1.
Мифы и реальность или как нас обманывают.

Теперь надо понять как нас если не обманывают, то предоставляют заведомо недостоверные сведения.

Для начала стоит усвоить, что вопреки широко распространённому в узких кругах продавцов мнению о необходимости неких доработок радиостанций, они в них не очень-то и нуждаются. Радиостанция из коробки вполне спокойно будет у Вас работать и без переделок и модификаций. Причём некоторые переделки вредны. Производители не просто так что-то разрабатывают и выпускают, а откровенные ляпы, если они обнаружены устраняют. Из всех доработок реально полезна одна - изменение модуляции. Ранее я упоминал про то, что зачастую не только производителем, но даже разработчиком разных радиостанций с такими разными названиями, может быть одна и та же фирма/фирмы. В подавляющем большинстве это всё Юго-Восточный регион Азии, при этом не обязательно Китай, даже обычно не Китай. Так вот в тех странах голоса у них другие, их данная модуляция устраивает, она им подходит, а нам не очень, наши голоса звучат глухо, ну как из бочки. Не у всех так, но у многих радиостанций дело обстоит именно так. Соответственно изменение модуляции добавит комфорта тем кто Вас слушает и Ваш голос станет более звонким, а значит более разборчивым.

Так же не стоит думать что одна радиостанция будет кардинально лучше чем другая, они все примерно одинаковы. Основные аргументы были рассмотрены в предыдущем материале. Какие-то аппараты лучше в одном, какие-то в другом. Собственно главные отличия будут лишь в функционале, да и то не у всех радиостанций. При этом вопрос этого функционала не только в том что он вообще Вам понадобится, а даже в том что он на самом деле есть! Часто заявляется функция, но использовать её невозможно или крайне неудобно. Разберём несколько примеров.

Например функция называемая прослушивание двух каналов, часто называют DS или DW. Многие думают что они смогут слушать два канала одновременно. На самом деле это не так. Слушается один канал в каждый момент времени, рация просто быстро переключает приём с одного канала на другой. Приёмник-то один и два канала слушать одновременно он не может при всём и своём и Вашем желании. При наличии сигнала на одном из двух каналов сканирование останавливается и рация будет оставаться на приёме только этого канала, пока не будет запущен режим сканирования заново. При движении на трассе в колонне обычно включают свой канал и переговариваются, но у нас же есть сканирование двух каналов, хоть и такое недоделанное, но есть. Включаем свой канал и выбираем ещё канал 15 C, дальнобоев послушать и про засады знать. Хорошо и удобно и своих слышим и дальнобойщики о засаде предупредят, едем наслаждаемся. Однако оказывается что мы-то как и все нормальные люди в своём канале работаем в модуляции FM и качество звука лучше и дальность связи побольше. А вот дальнобойщики, по традиции, работают в модуляции AM, качество звука хуже, но им особо и не надо, дальше 5 километров говорить не с кем и не о чем и там качество звука роли не играет. В результате не получится воспользоваться этой функцией в дороге в данном конкретном случае. Ну или всем переходить в AM и с большой долей вероятности снижая дальность связи и гарантировано теряя в качество звука. Так же возможна ситуация когда надо выбрать канал, нажать кнопочку выбрать второй канал, нажать кнопочку ещё раз. Ну вроде ничего страшного, на первый взгляд. Но это только на первый. Трасса, скорость 90, темно, и тут прошла информация по одному из каналов. Рация перешла на приём этого канала и всё. Для повторного запуска надо повторить тот самый шаманский танец. Напоминаю, ночь, трасса, да еще допустим дождь, фонарей нет. Вам оно надо такое? Лично мне нет.

Ещё один пример. В одной рации 80 каналов, в другой 160 в третьей 400, в четвёртой 800. Какая из них предпочтительней? Вы думаете последняя и жестоко ошибаетесь! Во-первых в сиби диапазоне разрешено использование всего 79 каналов(две сетки по 40 каналов в каждой, не считая канала 1 в сетке C). Но на территории РФ можно пользоваться радиостанциями в европейских сетках, где частота оканчивается на 5 и российской сеткой, где частота оканчивается на 0. Например канал 20 C в европейской сетке это 27,205 МГц, а в российской 27,200. Производители почесали репу, сделали радиостанцию с возможностью изменения частоты каналов с 5 на 0 и назвали это каналом. Это сочетание, нули - пятёрки Вы будете слышать часто. В результате из рации с 80-ю каналами получилась станция на 160 каналов. В реальности это совсем не так. Одновременная работа на одном и том же канале четырех корреспондентов обычно будет скорее всего невозможна в FM, особенно если они близко расположены, и вообще маловероятна в AM, находясь в европейской сетке и переключившись в AM можно спокойно слышать канал в российской сетке работающий в FM. В примере с каналом 20 C двое на частоте 27,205, а двое на частоте 27,200 будут друг другу мешать. Соответственно заявления о количестве каналов в некотором смысле не очень корректно. Но и это половина правды. Дело в том что разрешено-то только 79 каналов, ну в крайнем случае примем точку зрения производителей и решим что нам разрешено 157 каналов, это 77 в сетке C и 80 в сетке D. Ну и зачем остальные? Мало того что пользоваться ими незаконно, так обычно ещё и невозможно. Антенна чем короче, тем в меньшем количестве каналов будет приемлемое значение КСВ и безопасная работа станции. Есть антенны которые с трудом настраиваются на одну разрешённую сетку, не то что на обе. То есть опять таки количество каналов это не совсем то что думает покупатель глядя на гордые надписи о их количестве, это вообще по сути не очень интересная характеристика. Главное чтобы радиостанция имела возможность работы в обеих разрешённых сетках, ну и переключалась в российскую сетку(то есть в нули), если Вам это вообще будет надо. 

На всякий случай укажу что это частота от 26,965 до 27,855 МГц. Отсюда выходит что по закону каналов в сетке C будет 77, это с учётом нулей и пятёрок т.е. европейская и русская сетки. Смотрим откуда эта цифра. Каналов там 40, умножаем на 2 с учётом нулей и пятёрок, минус канал 1*2=2 - канал не попадает в указанный диапазон частот и предназначен для автосигнализаций, но увидив начало диапазона 26,965 становится понятно что если канал будет в нулях, то частота 26,960 вылетает из разрешённых. Вот и минусуем ещё один канал, выходит что в сетке C с учётом нулей и пятёрок использовать можно именно 77 каналов, 39 в европейской и 38 в русской.

Ну и на закуску про мощность. Разрешено использовать выходную мощность не более 10 Ватт, в некоторых странах стандарты отличаются и есть и 1 Ватт и 4 Ватта. Производители обычно делают рации для каждого региона или страны под их стандарты. Для нас обычно выпускают рации с мощностью в 8 и 10 Ватт. Некоторые не особо смотрят на то, что разрешено, делая радиостанции с выходной мощностью и 12 и даже 18 Ватт. Некоторые "доработчики" паяльником выводят мощность за пределы разрешённой. Что даст нам эта мощность? А по сути ничего. Кардинально отличаются радиостанции с мощностью 1 и 4 Ватта, но уже 10 Ватт не особо сильно отличается от 4 Ватт. Не вдаваясь в подробности примите как данность, для увеличения дальности связи вдвое нужно увеличении мощности вчетверо. Да и то при хорошей антенне и её качественной установке и настройке. Сейчас обычно продаются радиостанции с мощностью 8-10 Ватт. Так вот если у Вас радиостанция с мощностью 8 или 10 Ватт то там прибавка в несколько Ватт ничего не даст. Для 8 Ватт увеличить дальность вдвое можно при 32 Ваттах, для 10 Ватт до 40 Ватт. В результате прирост мощности в несколько Ватт даст Вам микроскопическое увеличение дальности связи. К тому же использование таких мощностей незаконно! Если хочется прироста мощности, то проще использовать усилители, там хоть реальный толк будет, не забывая что их использование в мирных целях незаконно! Но если уж Вы его будете использовать, то купив радиостанцию с несколько повышенной мощностью(более 10 Ватт) будете сильно удивлены - использовать её с усилителем нельзя, он просто сгорит. Производители усилителей тоже знают стандарты сиби диапазона и на вход их усилителей нельзя подавать более 10 Ватт, а некоторым и более 4 Ватт много.
Так же не стоит забывать, что это Ваша радиостанция будете дальше добивать, а примет ли она ответный сигнал это ещё вопрос. На той стороне вполне может оказаться и слабенькая 1 Ватная станция или не очень хорошая антенна. Ну покричите на 30 километров, только в ответ ничего не услышите, они до Вас не докричатся. Плюс ко всему запомните, что при работе в канале дальнобойщиков усилитель должен быть выключен! Там его использование будет мешать Вам же, а так же может мешать и другим, особенно близко расположенным корреспондентам. Так что мощности в 12, 16 или 18 Ватт мало того что незаконны, но ещё и бывают вредны.

Ну есть ещё примеры по этим бесполезным функциям, но они уж совсем рекламно-бесполезные. Поэтому не буду рассказывать почему оно не нужно, ограничусь лишь перечислением того что бесполезно:

  • Мощностью более 10 Ватт, толку мало, проблем много.
  • Количество каналов и сеток. Главное узнать что она работает в разрешённых двух сетках и уточнить возможность переключения в российский вариант.
  • "Доработка" рации паяльником не добавит Вам в качестве или надёжности радиостанции, из них всех более-менее полезна только модуляция, да и то необязательна.
  • Сканирование двух каналов обычно бесполезно, тем более есть некий аналог этой функции.
  • Наличие шумоподавителя или помехоподавителя или фильтра импульсных помех, обычно зазывается ANL, от реальных помех он не спасает.
  • Наличие горячего переключения из европейской в российскую сетку, без выключения станции. Не всем это надо, а некоторым и вообще российская сетка не нужна.
  • Наличие кодового шумоподавителя CTCSS, таких станций раз-два и всё, да и плохо это будет работать на сиби.
  • Встроеный КСВ-метр, используется для настройки антенны, а при обычной эксплуатации в общем-то бесполезен.
  • Наличие бипа по окончании передачи, хорошо, но не так уж актуально.
  • Сенсорное управление вместо крутилок, особенно громкостью, очень бесполезная вешь.
  • разнесение каналов приёма-передачи, полезная, но с вероятностью 99,9 не нужная Вам функция, а если нужная, то до этого места Вы бы точно не дочитали.
  • Модуляция SSB, полезная дома штука, но в машине бесполезна, да и найти с кем поговорить сложно.
  • Дизайн, подсветка, съёмные передние панели, они не являются показателем качества или функциональности, но могут повлиять на ценник рации.
Так что при выборе радиостанции не обращайте внимания на эти моменты, а если они в наличии, то при всех равных, они будут плюсиком к выбору станции имеющей эти функции, но не более того. И не забывайте про мощность не более 10 Ватт! 

В следующем разделе мы узнаем на что надо обращать внимание при покупке радиостанции.
Поиск
Полезные ресурсы
  • Radioscanner (песочница)

  • Сервер радиолюбителей
  • Друзья сайта
  • Клуб Ниссан

  • Клуб X-Trail
  • Календарь
    «  Декабрь 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2016
    Сделать бесплатный сайт с uCoz